
Любовь
Анатольевна
А н к е т а
Истинный предмет учения состоит
в приготовлении человека быть человеком. Н.И. Пирогов Человеческая жизнь – это непрерывная учёба. Младенец – первый ученик: глядя на улыбку матери, он учится улыбаться, любить, затем учиться ходить, говорить, жить…Учит всё: люди, вещи, явления но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Бесспорно, в душу каждого человека входит школьный учитель. Переоценить его миссию невозможно. Благодаря своим знаниям и педагогическому умению он пояснит ребёнку законы мироздания, поможет лучше понять этот мир, а значит – полюбить. Вместе с учительским голосом в класс ворвутся щебет птиц и шум прибоя, запах хвойного леса и гулкое горное эхо. И, удивлённый ученик будет смотреть, и слушать, сравнивать, обобщать, искать ответы на возникающие вопросы и думать. А учитель, наблюдая эти усилия, будет радоваться тому, что зёрна знаний упали на благодатную почву. Готовясь к своим первым урокам, я думала, что чем больше расскажу и покажу, тем лучше усвоят мой предмет ребята. Но этого оказалось мало. Я увидела, что каждый ученик – это личность, это мир, особенный и неповторимый. И я просто обязана сделать так, чтобы эти настороженные миры стали дружественными. Я должна была их понять. Так определилось одно из основных правил: внимательно и уважительно выслушивать мнение ученика, если необходимо, поспорить с ним, а может быть, поддержать его точку зрения. Кто-то из великих сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Действительно грош цена знаниям ради знаний, когда нет четкого понимания того, какую службу они должны сослужить для развития и совершенствования внутреннего мира ребёнка. Так передо мной открылось второе правило: несомненно, важно дать научные знания по предмету, но ещё важно заинтересовать учеников, «влюбить» в географию и биологию. А эти науки достойны всеобщего понимания и любви. Наука, о Земле… Наука, о Жизни.. Что может быть более необходимо человеку? На уроках я помогаю ученикам разобраться в закономерностях жизни, понять их, увидеть взаимосвязь природных и социальных процессов, приоткрыть завесы тайн и загадок. Так хочется, чтобы дети любили нашу Землю, чтобы они почувствовали, как хрупка и уязвима жизнь, чтобы научились беречь и ценить всё живое, чтобы оправдали своё звание – Человек Разумный. Путешествуя по страницам учебников, открывая законы, разгадывая тайны, дискутируя по проблемам, всегда помню, что должна быть дистанция между учителем и учеником. Но надо следить за тем, чтобы не обернулась она своеобразным барьером, Великой китайской стеной, преодолевать которую нет ни сил, ни желания. Подобная дистанция – ступенька, на которую подняли учителя ученики, и определяет её высоту – Уважение. Эта высота даётся для того, чтобы учитель мог протянуть руку тем, кто идёт следом, помогая подниматься по лестнице познания. |