Истинный предмет учения состоит
в приготовлении человека быть человеком.
Н.И. Пирогов
Человеческая жизнь – это непрерывная учёба.
Младенец – первый ученик: глядя на улыбку матери, он учится улыбаться, любить,
затем учиться ходить, говорить, жить…Учит всё: люди, вещи, явления но, прежде
всего и дольше всего – люди. Из них на
первом месте – родители и педагоги. Бесспорно, в душу каждого человека входит
школьный учитель. Переоценить его миссию невозможно. Благодаря своим знаниям и педагогическому
умению он пояснит ребёнку законы мироздания, поможет лучше понять этот мир, а
значит – полюбить. Вместе с учительским
голосом в класс ворвутся щебет птиц и шум прибоя, запах хвойного леса и гулкое
горное эхо. И, удивлённый ученик будет
смотреть, и слушать, сравнивать, обобщать, искать ответы на возникающие вопросы
и думать. А учитель, наблюдая эти усилия, будет радоваться тому, что зёрна
знаний упали на благодатную почву.
Готовясь
к своим первым урокам, я думала, что чем больше расскажу и покажу, тем лучше
усвоят мой предмет ребята. Но этого оказалось мало. Я увидела, что каждый
ученик – это личность, это мир, особенный и неповторимый. И я просто обязана
сделать так, чтобы эти настороженные миры стали дружественными. Я должна была
их понять. Так определилось одно из основных правил: внимательно и уважительно
выслушивать мнение ученика, если необходимо, поспорить с ним, а может быть, поддержать его точку зрения.
Кто-то
из великих сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её
находить». Действительно грош цена знаниям ради знаний, когда нет четкого
понимания того, какую службу они должны сослужить для развития и
совершенствования внутреннего мира ребёнка. Так передо мной открылось второе
правило: несомненно, важно дать научные знания по предмету, но ещё важно заинтересовать учеников, «влюбить»
в географию и биологию. А эти науки достойны всеобщего понимания и любви.
Наука, о Земле… Наука, о Жизни.. Что может быть более необходимо человеку? На
уроках я помогаю ученикам разобраться в закономерностях жизни, понять их, увидеть взаимосвязь природных и социальных
процессов, приоткрыть завесы тайн и
загадок. Так хочется, чтобы дети любили нашу Землю, чтобы они почувствовали,
как хрупка и уязвима жизнь, чтобы научились беречь и ценить всё живое, чтобы оправдали своё звание – Человек
Разумный.
Путешествуя по страницам учебников, открывая законы, разгадывая тайны,
дискутируя по проблемам, всегда помню, что должна быть дистанция между учителем
и учеником. Но надо следить за тем, чтобы не обернулась она своеобразным
барьером, Великой китайской стеной, преодолевать которую нет ни сил, ни
желания. Подобная дистанция – ступенька, на которую подняли учителя ученики, и
определяет её высоту – Уважение. Эта высота даётся для того, чтобы учитель мог
протянуть руку тем, кто идёт следом, помогая подниматься по лестнице познания.