«…заблуждаются те, кто
утверждает, что математика ничего не
говорит о прекрасном или благом. На
самом же деле она говорит, прежде всего,
о нём и выявляет его. Ведь если она не
называет его по имени, а выявляет его
свойства и отношения, то это не значит,
что она не говорит о нём. А важнейшие
виды прекрасного – это слаженность,
соразмерность и определённость,
математика больше всего и выявляет
именно их ».
Аристотель.
Анализируя высказывание
Аристотеля, ставшее для меня важным ещё
в институтские годы, я искренне верила
в его правдивость и искренность, ведь
тогда многие увлекались математикой,
считая её действительно «царицей наук».
К сожалению, сегодня многое изменилось,
ведь большая часть школьников отличается
объективным неприятием математики,
(особенно, более абстрактных и логических
её аспектов). Тем не менее, я считаю, что
в этом нет ничего неестественного,
неожиданного или ужасного, существуют
же (почти в каждом классе) дети с
отсутствием музыкального слуха, с
нерасположенностью к иностранным языкам
и т.д. Но это отнюдь не дети с ограниченными
интеллектуальными возможностями, просто
таковы их личностные особенности и
специфика психики, просто способности
многих из них реализуются в какой-то
иной сфере, которую необходимо кропотливо
искать, не заставляя насильно делать
неинтересное.
Мой опыт
работы в школе доказывает, что глубокие,
прочные и, главное, осознанные знания
могут получить все школьники без
исключения, если развивать у них не
столько память, сколько логическое
мышление. Ведь именно благодаря моей
работе, вокруг меня всегда много людей,
которым нужна я и которые нужны мне.
Рядом коллеги-единомышленники, для
которых каждый ученик это личность, а
не объект учения, каждый урок – это
творчество, а не работа и каждая двойка
не итог, а причина для серьёзного
размышления.
В
процессе моего становления в роли
учителя я определила для себя следующие
педагогические задачи, которые и
стараюсь решать каждый день:
Научить
школьников быть независимыми. Чем
больше мы для них делаем, тем меньше
они учатся делать для себя сами,
ведь как гласит
известная поговорка: «Голодному человеку
дайте не жареную рыбу, а невод».
Необходимо
воодушевлять учеников максимально
быть самими собой, ободрять каждого,
чтобы он гордился своими достижениями.
Создать
условия для выбора каждым учеником
своего собственного образовательного
маршрута, развития школьника в
соответствии с его индивидуальными
особенностями.
Убедить
ученика в том, что он кладезь возможностей,
заставить его поверить в себя, в свои
силы, предоставить возможность получать
удовольствие и радость от результатов
своего труда.
Моя
практическая задача – привести роман
ученика с математикой к счастливому
продолжению.
Подготовить
выпускников школ, обладающих глубокими
знаниями, широким кругозором и умением
сориентироваться на самостоятельное
трудоустройство.
«Урок
окончен», - говорю я ребятам, но каждый
раз знаю, что урок мой будет продолжаться.
И продолжать его будет сама жизнь.
Выпуская ребят, я всегда думаю о том,
стал ли мой урок для них проповедью
Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
И вот
уже мои выпускники, взрослые люди,
приходят в школу, рассказывают о своих
достижениях. Некоторые из них продолжают
моё дело: воспитание личности.
А это
значит - урок продолжается…
Идёт
урок. За окном по-весеннему греет солнце,
через открытые окна слышен звон капели,
а в классе идёт самостоятельная работа.
Тишина. И вдруг Максим заворчал: «Я ни
чего не понимаю, меня не было, я не буду
решать…». Коля, сосед по парте, улыбнулся
и сказал «Да ты сначала посмотри, там
же всё понятно, правило, образец, вот и
делай, а там и посложней задание
разберёшь». Класс недовольно зашумел,
мол, хватит мешать. Максим продолжает
ворчать ещё минуты две. Я прошу его
просто попробовать решить пару примеров.
Через некоторое время мальчик удивлённо
поднимает брови и выкрикивает: « Это
же, так просто!» А для меня это звучит
как: «Эврика! Нашёл!». Для Максима это
была пусть маленькая, но победа, победа
над собой. Да, главное не просто увидеть
проблему, а понять её и захотеть решить.
Это уже победа.
В
такие минуты мне невольно думается, что
всё-таки Аристотель прав, говоря о том,
что математика – это прекрасное,
выявляющее слаженность, соразмерность
и определённость.